Для тех, кто хочет научиться импровизации на клавишных инструментах

Всем привет!

Я преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Преподаю в музыкальном колледже сольфеджио, гармонию, теорию музыки, музыкальную информатику.  Зовут меня Владимир Андреевич, фамилия —  Котляренко.

Вы зашли на наш  сайт с целью научиться музыкальной импровизации на фортепиано (синтезаторе), и если это так, то сразу и начнём.

Урок №1

Всё очень просто. В основе импровизации лежит: ритм в звуковом оформлении и
промежуток времени потраченный на воспроизведение этого звучащего ритма.

А теперь покажем это на примере. Для этого прослушаем музыкальный отрывок из детской песенки “Любитель рыболов” и постараемся запомнить (повторить) его ритмический рисунок.

Запомнили? Хорошо. Прослушайте ещё раз и прохлопайте этот ритм в ладоши.

А теперь посмотрите как этот ритм выглядит в нотной записи:

Перед нами 8 тактов протяжённости времени, потраченного на наш ритмический рисунок.

А теперь самое интересное.

В следующем видео, я этот ритм буду использовать уже в своей мелодической импровизации:

Или такие варианты.

И так, мы убедились, что для получения навыка к умению импровизировать на клавишных инструментах необходимо:

  • выработать способность к самостоятельному созданию ритмического рисунка заключённого в определённые временные рамки;
  • и умение воспроизвести этот ритм в звуковой последовательности на музыкальном инструменте.

Но прежде чем исполнять свой ритм на инструменте давайте займёмся его сочинением с последующей его записью нотами.

На данном этапе обучения свои ритмические образцы мы будем размещать в 8 тактах. Именно из 8 тактов состоит классическая временная форма – период, состоящий из двух предложений по 4 такта каждое. Это деление, на два предложения, хорошо наблюдается в выше приведённом нотном примере. Обратите внимание на схожесть первого предложения со вторым. Это одна из форм соотношения музыкального материала в периоде, которых в музыкальной практике встречается огромное количество.

Попробуем самостоятельно создать ритмическую импровизацию не музыкальными звуками, а слогами. И это будет первый шаг к искусству импровизации.

Для начала работаем в размере две четверти.

Обратите внимание на последние длительности каждого предложения. Они крупнее других и являются своеобразным тормозом при прочтении ритма, что придают некоторую завершённость.

Попробуйте самостоятельно создать ритмическую импровизацию не музыкальными звуками, а слогами. И это будет первый шаг к искусству импровизации.

Когда то вы учились в музыкальной школе, изучали фортепианные пьесы, этюды, сонатины.  Преподаватели заставляли вас играть гаммы, арпеджио, аккорды.  Учили вас играть заученные по нотам произведения.  Такое обучение было ориентировано на дальнейшее  профессиональное образование.  Но оно, как правило, в следствии тех или иных причин, в большинстве своём, так и не состоялось. И все выученные вами ранее музыкальные произведения давно забыты.

 В большинстве музыкальных школ сейчас так и преподают.  А  вот минуя нотный текст, научить играть на клавишах свою музыку, научить  через музыкальный звук выражать свои, только вам присущие, музыкальные мысли, научить играть с удовольствием,  думается, музыкальным школам удастся нескоро.

Сколько раз мне приходилось быть свидетелем признания уже взрослых людей, закончивших музыкальную школу, об отсутствии желания  что-нибудь сыграть на фортепиано. Причины — школьный программный репертуар давно забыт, либо не получен навык подбора на слух. Вот и ушли в никуда знания музыкальной грамоты, навыки извлечения музыкальных звуков.

А что бы эти знания получили вторую жизнь мы предлагаем вам пройти дополнительный курс обучения игры на клавишных инструментах, научить вас играть собственную музыку, которая будет доставлять радость творчества, и удовольствие. С нами вы научитесь свободно импровизировать на фортепиано, а значит, и сочинять музыку.  Для этого всё у вас есть. Вы знаете музыкальную грамоту, интервалы, аккорды, наконец, длительности нот и пауз. От вас требуется только желание научиться свободной игре собственных импровизаций, подчинить музыкальный инструмент своему творческому замыслу. Попробуйте.

Анализируя другие сайты по нашей тематике, я обратил внимание на отсутствие в них развития навыка самой импровизации, содержащего в себе метро-ритмическую  связь с мелодической линией, ощущения временных форм в образовании фраз, предложений, формообразующую роль гармонии во взаимосвязи с мелодией и ритмом.  В основном вся работа сводится к копированию извлечения нот на синтезаторе. Мы придерживаемся иного подхода в обучении.

Импровизировать – значит играть свою музыку, сочинять на ходу и создавать свой музыкальный образ, свою композицию. Если композитор сначала сочиняет, после чего  музыкант или музыканты  это сочинение исполняют, то при импровизации всё иначе. Исполнитель   одновременно и исполняет,  и сочиняет свою музыку. Притом, вы будете лишены от обязательного заучивания нотного текста.

На первом этапе мы с вами начнём создавать простейшие,  четырех тактовые мелодические построения на заданный метр и ритм.  Для этого вам будут предоставлены различные ритмические  построения для дальнейшего  заполнения их мелодическими фигурациями.  Осваивая этот вид работы, свободно импровизируя семью нотами любой тональности, у вас вырабатывается ощущение музыкальной формы с навыком заполнения этой формы  свободной импровизацией.  Затем вы освоите классический вариант музыкальной формы — период.  А закончим импровизацией в более сложных музыкальных двухчастных ,  а далее в трехчастных формах собственных композиций.

Добавление сопровождения к мелодическим импровизациям в виде аккордового аккомпанемента, вплотную приблизит вас к иному отношению к инструменту. Вы окажитесь во власти чарующих гармоний. Вы будете наслаждаться своей игрой, создавая собственную музыкальную мысль, а инструмент будет вторить вам  и как  магнит притягивать  и не отпускать от себя. Поверьте!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top
Прокрутить вверх
Яндекс.Метрика