Как научиться слышать  – определять на слух гармонические последовательности на уроках сольфеджио.

Очень часто в обучении учащийся обладающий хорошими музыкальными данными не справляется с таким видом работы на уроках сольфеджио, которым является определение на слух гармонических последовательностей.

Основными причинами являются пробелы в теоретической базе знаний самих аккордов, и как следствие, отсутствие необходимого практического опыта их слухового восприятия.

В представленном далее вам примере в тональности C dur (до мажор) наглядно исполняется гармоническая последовательность с обозначением всех в ней аккордов. При прослушивании, визуально вы наблюдаете набор аккордов на клавиатуре музыкального инструмента и обозначения этих аккордов, предоставленных ниже. И всё становиться ясным и понятным, но в контрольном варианте определения на слух гармонической последовательности, в учебной практике, на уроке, для вас будет предоставлено лишь звучание этих аккордов. И так, слушаем.

T53 D6 VI53 II65 T6 D64 T53 / VI53 D2-> II6 DDVII7 K64 D7 Т53

Встаёт вопрос – как, полагаясь лишь на свой слух, определить и обозначить аккорды прозвучавшие в четырёхголосном изложении?

В процессе академического образования, слушанию аккордов предшествует их теоретическое усвоение. Гармонический слух не может быть развитым без знания аккордов, а именно их строения, ладо – функциональной определённости, и, наконец, окраски звучания. Учитывая понимание и представление вами всех выше перечисленных навыков, мы переходим к изначальной цели нашей задачи.

Чтобы быть уверенным в правильности определения аккордов в данной тональности необходимо знать на каких ступенях они строятся, а так же нотный состава каждого пройденного аккорда.

А в этом вам помогут ниже предоставленные таблицы, с цифровым обозначением ступеней лада и аккордов, строящихся на этих ступенях лада. Данные таблицы должны быть вами усвоены и в любой момент быть готовыми к использованию в практической работе. Вот они.

Таблица №1.
Ступени / Аккорды
I – T53   S64    
II – D64   
III – T6 
IV – S53   
V – T64   D53   К64
VI – S6     
VII – D6   
Таблица №2.
Ступени / Аккорды
I – T53   S64   II2
II – D64 II7    VII65    D43
III – T6 
IV – S53   II65   VII43   D2
V – T64   D53   D7
VI – S6    II43    VII2
VII – D6    VII7   D65

В первой таблице на ступенях лада перечислены лишь простые аккорды – главные трезвучия лада – T53 S53 D53 и их обращения. Во второй, к этим трезвучиям добавлены главные септаккорды с обращениями – D7 , VII7 , II7. Именно эти аккорды мы и будем использовать с вами в дальнейших слуховых заданиях. Остальные  аккорды будут добавляться при дальнейшим прохождением  других тем.

           Очень полезно, в тренировочном варианте, воспроизводить эти таблицы, как письменно, так и устно до полного их усвоения. А сейчас, для дальнейшей нам с вами работы, необходимо прямо сейчас переписать (скопировать) эти таблицы и держать их перед глазами. Иначе дальнейшее усвоение вами данного урока будет затруднено. Необходимо стремиться не только к перечислению аккордов строящихся на каждой ступени лада, а что более важно представлять их звучание в мажорном и минорном ладах.

Например: различать звучание аккордов построенных на одной и той же ступени. Отличать консонанс от диссонанса или одну гармоническую функцию от другой. Возьмём аккорды на шестой ступени лада (тональность До мажор) – например отличить S6 от II43; II43 от VII2. Слушаем:

А теперь тоже самое в тональности до минор. Слушаем:

Различать звучание аккордов внутри функциональной принадлежности. До мажор: D6 и D65; S53 и II65. Слушаем:

Кроме всего, при восприятии на слух гармонической последовательности нужно уметь выделять линию басового голоса  (ступени лада) с дальнейшим выбором аккорда, строящегося на  данной ступени, из приведённой выше таблицы. Определив ступень в басовом голосе прозвучавшего аккорда, вы, опираясь на свой слуховой опыт, определяете данный аккорд. Определяете его функциональную окраску (тоника, субдоминанта, доминанта).

А сейчас вам первое задание.

Прослушайте следующий пример с звучанием басового голоса в тональности C dur (до мажор). Определите прозвучавшие ступени лада. И используя данные первой таблицы, выставьте свой вариант чередования аккордов.

Музыкальный пример №1. Слушаем:

Проверь себя (ответ на пример № 1 здесь)

А теперь прослушайте мой вариант чередования аккордов на основе той же линии басового голоса и сравните свой вариант с прослушанным. Слушаем.

Музыкальный пример № 2. Слушаем:

Проверь себя (ответ на пример № 2 здесь)

Как вы заметили было трудно ошибиться с выбором аккордов на предложенных ступенях лада. И лишь знание правила ошибочного чередования D-S, позволило в обороте ступеней VI-V-IV выбрать вариант S6-T64-S53

А теперь усложним задачу. К главным трезвучиям добавим три главных септаккорда D7, DVII7 и SII7 и их обращения.

Прослушайте следующий пример с данным басовым голосом в тональности c moll (до минор). Определите прозвучавшие ступени лада. И используя данные второй таблицы, выставите свой вариант чередования аккордов.

Музыкальный пример № 3. Слушаем:

Проверь себя (ответ на пример № 3 здесь)

А сейчас прослушайте мой вариант гармонизации того же басового голоса,  в котором используются и главные трезвучия, и три главных септаккорда – D7, DVII7 и SII7 с их обращениями и попробуйте отдельно нотами или цифрами  письменно обозначить порядок ступеней в басовом голосе с последующим добавлением функционального ряда аккордов. В случае несовпадения вашего варианта ответа с моим, советуем прослушать аудио ещё раз. Слушаем.

Музыкальный пример № 4. Слушаем:

Проверь себя (ответ на пример № 4 здесь)

Полезно и такое упражнение – по предложенному басовому голосу создавать варианты аккордовых последовательностей. При этом вырабатывается не только логика функциональных связей, но и правила чередования аккордов внутри гармонической функции.

Попробуйте самостоятельно составить последовательность аккордов вот на этот вариант  чередования ступеней в басовом голосе в тональности B dur: III-II-II-I-VI-V-IV-IV-III-II-IV-V-V / III-IV-III-II-V-IV-III-IV-V-V-V-I-I-I.

После завершения поставленной перед вами задачи прослушайте мой вариант гармонизации на эту же последовательность ступеней и отметьте разницу. В случае несовпадения некоторых обозначений аккордов обратите внимание на их разницу в звучании. (Помните, что при чередовании аккордов внутри гармонической функции гармония чередуется от простого к сложному (S6 II43), а не наоборот). 

Музыкальный пример № 5. Слушаем:

Проверь себя (ответ на пример № 5 здесь)

И ещё один очень важный момент. Большую роль в развитии гармонического слуха играет практика гармонического анализа нотного текста. Анализируя и определяя каждый аккорд, его строение, ладо-функциональные особенности, вы заостряете своё внимание и на ступень лада, на которой он, этот аккорд находится.

Регулярный анализ нотного текста быстро скажется на результате вашей работы и поможет в достижении качественного результата в таком сложном виде работы как определения на слух гармонической последовательности.

В данном пособии все примеры даны в классическом четырёхголосном  аккордовом складе и, что очень примечательно, расположены по тематическим разделам в хронологии порядка изучения учебной дисциплины Гармония.

И ещё. При анализе нотного текста очень важно особенно в начальном этапе анализа уметь собирать звуки аккордов, данных в различных вариантах расположения, в порядок их прямого расположения, что позволит вам точнее сориентироваться в определении данного аккорда. Например: D65 тональности до мажор. На следующем рисунке первый аккорд даётся в оригинальном расположении, а второй в вашем представлении для окончательного его определения в прямом (тесном) расположении.

Данная методика определения на слух гармонической последовательности апробирована автором на уроках сольфеджио на протяжении многих лет преподавания и, как правило, давала хороший результат. 

А для разрядки, традиционно предлагаю решить задачу.

Пример № 6.

Доно: терция II43 совпадает с терцией VII2 гармонического минора, прима которого совпадает с септимой  D65 в тональности A-dur. 

Определить минорную тональность начального аккорда.

Это ссылка на ответ задачи. c moll

_______________________

Вернуться назад.

_______________________

Ответ № 2. T53-D64-T6-S53-T6-T53-D6-T53-S6-T64-S53-K64-D53 / T6-D64-T53-D6-T53-T6-S53-K64-D53-T53-S64-T53.

Вернуться назад.

_______________________

Ответ № 3. I-VII-VII-I-VI-V-IV-IV-II-V-V-IV/III-IV-II-II-I-VI-IV-V-I-I-I-I.

Вернуться назад.

_____________________

Ответ № 4. t53-D6-VII7-t53-s6-t64-s53-s53-II7-K64-D53-D2/t6-s53-II7-D43-t53-s6-II65-D53-D7-t53-s64-II2г-t53.

Вернуться назад.

Ответ №5. T6-II7гарм.-D43-T53-S6-T64-S53-D2-T6-II7-II65гарм.-K64-D53 / T6-VII43ум.-T6-II7гарм.-D53-D2-T6-S53-K64-K64-D7-T53-II2гарм.-T53.

Вернуться назад.

Top
Прокрутить вверх
Яндекс.Метрика