Эксперт

Проблема музыкального диктанта в начальном музыкальном дополнительном образовании (ДШИ) вопрос не праздный.  Музыкальные школы обучают ребят ориентируемых к этому желанием родителей. Их естественное желание оправдывает приобщение своего ребёнка к музыкальному образованию. При этом далеко не каждый из ребят обладает для этого необходимыми способностями. В подобной ситуации, воспитание музыкального слуха, музыкальной памяти, ставят перед преподавателями сольфеджио, да и не только, сложные задачи.

И всякое появление новых идей, методических находок, направленных на решение насущных проблем в деле музыкального образования всегда привлекает внимание людей причастных не только к педагогической, но и научной деятельности.

Мы опускаем рассуждения о решении целого комплекса вопросов в сфере музыкального образования, а перейдём лишь к теме данного обучающего проекта “Тайны музыкального диктанта”.

Сразу хочу отметить интересный опыт автора проекта,  позволивший иначе, как бы изнутри, взглянуть на методику написания музыкального диктанта.

В отличие от традиционных методик, автор предлагает обучать ребят записи диктанта с предварительным его прослушиванием на фоне предоставляемого нотного текста.

На первый взгляд возникает парадоксальная ситуация. Учащимся предстоит записать, почти выученный наизусть, нотный текст. Многие преподаватели сольфеджио подобный приём часто используют в своей педагогической практике. Но автор находит совершенно новый подход к подготовке ученика к итоговому испытанию. Он не заставляет ученика выучивать нотный текст диктанта и запоминать его звучание. Автор стимулирует ребят, привлекая их внимание к выполнению необычных, оригинальных тестовых заданий! При этом, гарантируя запоминание и нотного текста диктанта, и его звучание.

Используя достижения информационно-цифровых технологий, автор предлагает нам свою методику в развитие навыка записи музыкального диктанта. В уроках онлайн он оправдано опускает часть привычного для нас алгоритма записи диктанта, и приступает к нотной записи лишь после запоминания мелодии и самого нотного текста диктанта предоставленных ранее с небольшим отличием вариантах. Автор создаёт ситуацию, при которой ученик даже со средними музыкальными данными готов к успешной записи диктанта! В итоге, после прохождения двух заданий интерактивного урока ученик без особого труда записывает нотный текст диктанта. При этом приобретает уверенность и интерес к данному виду работы, что позднее должно проявится на уроках сольфеджио.

Несколько слов о самих уроках проекта. Отрадно, что автор кроме традиционного фортепианного звучания диктантов вводит разно-тембровые краски музыкальных инструментов симфонического оркестра. Так же заслуживает внимание перспектива количественного масштаба интерактивных диктантов в образовательном цикле, расчитанным на весь срок обучения в ДШИ. Оригинальность содержания и формы заданий интерактивных уроков привлекает преподавателей и учащихся доступностью к их выполнению.

Практическое использование уроков данного проекта, безусловно, явится дополнительным обучающим ресурсом в развитии навыка записи музыкального диктанта. К сожалению не все музыкальные школы обеспечены необходимой аппаратурой для трансляции предлагаемых автором интерактивных уроков. Не все школы имеют интерактивную доску на которой ребята могли бы на уроках сольфеджио выполнять данные тестовые задания. Проблему может решить наличие видео проектора с трансляцией уроков самим преподавателем сольфеджио. С другой стороны, выполнение этих заданий в домашних условиях на персональном компьютере, предоставляет хорошую возможность учащимся улучшить свой навык написания музыкального диктанта самостоятельно.

10.10.2023.


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top
Прокрутить вверх
Яндекс.Метрика