Музыкальный диктант, как одна из основных форм работы на уроках сольфеджио в музыкальной школе, представляет собой синтез многих навыков, которые вырабатываются на протяжении всего курса обучения. Диктант является «кульминацией» в оценке уровня развития полноценного музыкального слуха
Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых музыкальных образов в чёткие слуховые представления и быстрого закрепления их в нотной записи. Основными же задачами работы над диктантом можно назвать следующие: − создавать и закреплять связь видимого и слышимого, то есть научить слышимое сделать видимым; − развивать музыкальную память и внутренний слух ученика; − использовать диктант как средство для закрепления и освоения знаний и навыков, полученных по теории музыки.
Проследим сам процесс написания музыкального диктанта. Смоделируем алгоритм действий данного вида работы.
Итак:
- мы слышим мелодию
- опираясь на свою память, и повторное прослушивание, запоминаем эту мелодию.
- определяем название каждого услышанного звука, как то звук – до, ре следующий – ми и т.д.
- записываем эти обозначения звуков нотами на нотном стане в нужных местах их расположения, с правильно оформленными длительностями.
- определяем размер, расставляем тактовые черты и группируем нотную запись.
Если с усвоением нотного письма у ребят особых трудностей не возникает, то с фиксацией соответствующих музыкальному диктанту нот у большинства ребят вызывает определённые проблемы.
В зависимости от природных данных, музыкальный слух и музыкальная память у ребят развиты по разному, и по разному ребята справляются с точной фиксацией нот в соответствии с прослушанной мелодией.
Педагогическая практика нам, преподавателям сольфеджио, подсказывает, что одним из важнейших пунктов этого алгоритма действий, является выработка у учащихся навыка переосмысления услышанного музыкального звука в представляемый нотный символ мелодии, в нотный текст.
Для решения данной проблемы некоторые преподаватели сольфеджио, перед записью мелодии музыкального диктанта, используют различные условные схемы моделирующие рельеф мелодии диктанта.
Данный метод условного представления, в некоторой мере позволяет учащимся приблизиться к точному видению нотной записи услышанной мелодии.
Мы же предлагаем более совершенный вариант представления нотной записи. Вместо условных схем и условных обозначений мелодии мы используем сам нотный текст диктанта.
Ненавязчивое (в виде тестовых заданий), многократное восприятие музыкального диктанта, в его единстве со звуком и письмом, вырабатывает в сознании учащихся способность воспринимать музыкальные звуки одновременно с представлением нот на нотном стане. Как мы это делаем.
Имея перед глазами четыре диктанта с почти одинаковым нотным текстом, при прослушивании аудио звучания одного из них, ребята выбирают ему соответствующий вариант нотной записи. При этом у учащихся происходит наглядно-слуховое представление не только о направленности мелодического движения, а и всего арсенала средств нотной записи (членение на такты, чередование длительностей нот и т.д.).
И обратный вариант – при прослушивании четырёх схожих аудио звучаний диктанта, учащиеся выбирают тот, который соответствует данному варианту нотного текста.
Детям нравиться делать то, что у них получается, что вызывает радость, удовлетворение при получении правильного результата. Интрига определения правильного ответа в тестовых заданиях проекта забавляет учащихся, стимулирует их к действию, создаёт у них особый интерес к результату выбора. Это мотивирует и тех ребят, которые ранее не справлялись с записью музыкального диктанта на уроках сольфеджио.
Выполнение тестовых заданий связано с многократным восприятием учеником нотной записи диктанта с его звуковым сопровождением, что в конечном итоге создаёт образ музыкального диктанта в слиянии увиденного с улышинным. В итоге, тестируемый ученик готов к самостоятельной записи музыкального диктанта с большой вероятностью положительного результата своей работы. Этому посвящено третье, заключительное задание.
При прохождении третьего задания урока подводится итог, достигается результат предыдущих испытаний, где учащийся записывает пройденные, услышанные им и увиденные ранее, музыкальные диктанты.
Как показывает учебная практика, большинство ребят, обучающихся в музыкальных школах, на уроках сольфеджио неохотно пишут музыкальные диктанты. Наша задача сделать так, чтобы сам процесс написания музыкального диктанта для ребят был интересным и доступным.
Вырабатывать способность учащегося «видеть» слышимое является основной задачей для преподавателей сольфеджио. Насколько это нам удалось, покажет практика усвоения предлагаемых нами интерактивных уроков. А ваши отзывы помогут нам в усовершенствовании данного учебного пособия.